Целью миграционной политики является создание
миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере
социально-экономического, пространственного и демографического развития страны,
повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства,
защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и
межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и
сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия
народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
Указом Президента РФ от 31.10.2018 года № 622 утверждена
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 -
2025 годы.
Современные тенденции в сфере миграции в Российской
Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами.
Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и
культурных связей народов государств - участников Содружества Независимых
Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического
союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской
Федерации.
В 2012 - 2017 годах интенсивность внутренней миграции
в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая
тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный
регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в
размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится
на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на
Краснодарский край.
На консульском учете за рубежом состоит более 2000000 граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60000 российских граждан
выезжает на работу за границу.
В 2012 - 2017 годах миграционный приток в Российскую
Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником
дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. В гражданство
Российской Федерации принято более 1000000 человек, из них 525000 человек - в
рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Суммарный
миграционный прирост за этот период составил 1600000 человек. Среднегодовая
численность трудящихся-мигрантов составила около 3000000 человек (3-4 процента
от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской
Федерации ежегодно пребывает около 10000000 иностранных граждан и лиц без
гражданства, постоянно или временно проживает в
Российской Федерации более 1000000 иностранных граждан.
Основным источником восполнения населения Российской
Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно
оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является
вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с
ними экономических проблем. Она должна быть направлена на создание благоприятного
режима для добровольного переселения в Россию лиц (в том числе покинувших ее),
которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и
стать полноправными членами российского общества. При этом, обеспечивая
соблюдение разумного баланса государственных, общественных и частных интересов,
важно сохранять открытость Российской Федерации для тех иностранных граждан,
которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены
полностью интегрироваться в российское общество, но рассматривают Россию как
страну с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических,
социальных и культурных потребностей, соблюдают требования законодательства
Российской Федерации, бережно относятся к ее окружающей среде и природным
ресурсам, материальным и культурным ценностям, уважают многообразие
региональных и этнокультурных укладов жизни российского населения.
Характер и направление миграционных потоков, их
влияние на российское общество, а также проблемы, с которыми сталкиваются
мигранты в местах пребывания (проживания), во многом определяются качеством
жизни в Российской Федерации, в том числе доступностью для граждан социальных,
образовательных, медицинских, культурных и иных услуг, состоянием правопорядка,
степенью развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и
информационной инфраструктуры, уровнем занятости населения и благоустроенности
общественных мест.
Задачами миграционной политики являются:
а) совершенствование правовых, организационных и иных
механизмов, регулирующих и обеспечивающих:
- добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;
- въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;
б) создание условий для адаптации к правовым,
социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской
Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации,
обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также
иными факторами;
в) создание благоприятного режима для свободного
перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития
науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных
кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного
управления Российской Федерации;
г) создание условий для снижения диспропорции в
размещении населения и решения задач пространственного развития страны;
д) дальнейшее развитие механизмов и средств
профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного
законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере
миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного
законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии
коррупции;
е) оказание в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права и законодательством Российской
Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской
Федерации.